- Главная
- Противодействие коррупции
Противодействие коррупции
Памятка "ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ О КОРРУПЦИИ"
№ 273-ФЗ от 25 декабря 2008г. "О противодействии коррупции"
Российская Федерация является участником Конвенции ООН против коррупции, принятой в Нью-Йорке 31.10.2003, которая ратифицирована Федеральным законом от 08.03.2006 № 40-ФЗ. Согласно данному закону Россия обязуется принять Конвенцию за договорно-правовую основу для обеспечения защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Система защиты заявителей о коррупции (whistleblowers) - комплекс мер, в том числе законодательных, направленных на защиту прав лиц, сообщающих о возможных фактах коррупции. Речь идет о трудовых правах (защита от увольнений, понижения в должности и т.п.), защите от преследований, в том числе от подачи исков о клевете.
В соответствии с ч.4 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» государственный или муниципальный служащий, уведомивший представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы о фактах обращения в целях склонения его к совершению коррупционного правонарушения, о фактах совершения другими государственными или муниципальными служащими коррупционных правонарушений, непредставления сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, находится под защитой государства в соответствии с законодательством РФ.
В отношении лиц, сообщивших о коррупционном правонарушении, действующим законодательством в качестве одной из мер по обеспечению государственной защиты предусмотрен особый порядок привлечения таких лиц к дисциплинарной ответственности.
Так, в соответствии с положениями указа Президента РФ от 02.04.2013 №309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» государственный служащий, сообщивший в правоохранительные или иные государственные органы или средства массовой информации о ставших ему известными фактах коррупции, может быть привлечен к дисциплинарной ответственности (в случае совершения этим лицом в течение года после указанного сообщения дисциплинарного проступка) только по итогам рассмотрения соответствующего вопроса на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссии). В таком заседании комиссии может принимать участие прокурор. Председатель комиссии представляет прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законодательства о государственной службе или законодательства о труде, необходимые материалы не менее чем за пять рабочих дней до дня заседания комиссии.
Кроме того, участники государственной системы бесплатной юридической помощи, предусмотренные Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь гражданам в подготовке сообщений о фактах коррупции, а также в случаях нарушения законных прав и интересов граждан в связи с такими сообщениями.
Государством признана необходимость совершенствования законодательства в указанной сфере.
В связи с чем, Минтрудом России на основе рекомендаций Общественной палаты РФ разработан законопроект «О защите лиц, сообщивших о коррупционных правонарушениях, от преследования и ущемления их прав и законных интересов со сторон должностных лиц, действия (бездействие) которых обжалуются».
В законопроекте определено понятие сообщения о коррупционном правонарушении, которым признается информация о злоупотреблении служебным положением, даче или получении взятки, злоупотреблении полномочиями, коммерческом подкупе вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц. Также к таким сообщениям относится информация о несоблюдении ограничений, запретов и требований, установленных в целях предупреждения коррупции, и сообщения об иных коррупционных правонарушениях, за совершение которых предусмотрена административная, гражданско-правовая и дисциплинарная ответственность.
В соответствии с законопроектом защите подлежат лица, замещающие государственные и муниципальные должности, государственные и муниципальные служащие; служащие Центрального банка России; работники государственных корпораций, Пенсионного фонда, Фондов социального страхования и обязательного медицинского страхования, иных организаций.
Кроме того, меры защиты, предусмотренные законопроектом, могут применяться в отношении близких лица, сообщившего о коррупции, если в целях оказания воздействия на данное лицо, либо принуждения его отказаться от представленной информации, из мести за раскрытие указанной информации, они преследуются или их права нарушаются.
Эффективной защите граждан, сообщающих о коррупции, будет способствовать применение комплекса мер, включающего обеспечение конфиденциальности сведений, бесплатную юридическую помощь, защиту от неправомерного увольнения и иных ущемлений прав и законных интересов в рамках исполнения должностных обязанностей, меры прокурорского реагирования.
Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность применения различных мер поощрения к таким лицам, в том числе выплаты материального вознаграждения, если их сообщение позволило предотвратить причинение ущерба государству. Размер вознаграждения предлагается установить от 5 до 15 процентов от суммы предотвращенного ущерба.
При этом в случае если по решению суда лицо, сообщившее о коррупционном правонарушении, будет признано виновным в клевете или распространении заведомо ложных сведений, то меры защиты, применяемые в отношении него, отменяются, а выплаченное материальное вознаграждение, взыскивается в установленном Президентом РФ порядке.
Сообщая об изложенном, предлагается гражданам, имеющим информацию о преступлениях и правонарушениях коррупционной направленности, обращаться в органы прокуратуры.
Закон Смоленской области №52-з от 30.05.2013 "О представлении лицами, замещающами государственные должности Смоленской области, государственными гражданскими служащими Смоленской области, лицами, замещающими муниципальные должности на постоянной основе, муниципальными служащими сведений о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и об отдельных вопросах осуществления контроля за расходами указанных лиц, а также за расходами их супруг (супругов) и несовершеннолнтних детей"
Внимание!
«8-800-200-19-01 - номер «телефона доверия» Администрации Смоленской области для получения информации о проявлениях коррупции в органах исполнительной власти Смоленской области и органах местного самоуправления муниципальных образований Смоленской области. Режим функционирования «телефона доверия» круглосуточный: в рабочие дни с 9 часов до 13 часов и с 14 часов до 18 часов прием обращений осуществляет сотрудник отдела, ответственный за прием обращений, в остальное время прием обращений осуществляется в автоматическом режиме с записью их на автоответчик»
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает два вида преступлений связанных с взяткой:
получение взятки (статья 290) и дача взятки (статья 291).
Это две стороны одной преступной медали: если речь идет о взятке, это значит, что есть тот, кто получает взятку (взяткополучатель) и тот, кто ее дает (взяткодатель).
Получение взятки -одно из самых опасных должностных
преступлений, особенно если оно совершается группой лиц или
сопровождается вымогательством, которое заключается в получении
должностным лицом преимуществ и выгод за .законные или незаконные
действия (бездействие).
Дача взятки - преступление, направленное на склонение должностного лица к совершенствованию незаконных действий (бездействий) или получению каких либо преимуществ в пользу дающего.
Некоторые признаки вымогательства взятки со стороны должностного лица:
разговор о возможной взятке носит иносказательный характер, речь чиновника состоит из односложных предложений, не содержащих открытых заявлений о том, что решить вопрос он может только в случае передачи ему денег или оказания какой - либо услуги.- в ходе беседы чиновник, заявляя об отказе решить тот или иной вопрос («не смогу помочь», «это незаконно»,, «у меня нет таких возможностей», жестами или мимикой дает понять, что готов обсудить возможности решения этого вопроса в другой обстановке (в другое время, в другом месте).- сумма или характер взятки не озвучиваются; вместе с тем соответствующие цифры могут быть написаны на листке бумаги, набраны на калькуляторе или компьютере и продемонстрированы потенциальному взяткодателю- вымогатель взятки может переадресовать продолжение контакта другому человеку, напрямую не связанному с решением вопроса.
Ваши действия в случае вымогательства или провокации взятки(подкупа)
- вести себя крайне осторожно, вежливо, без заискивания, не допуская опрометчивых высказываний, которые могли бы вымогателем трактоваться либо как готовность, либо как категорический отказ дать взятку или совершить подкуп.- внимательно выслушать и точно запомнить поставленные Вам условия (размеры сумм, сроки и способы передачи взятки, последовательность решения вопроса).
- постараться перенести вопрос о времени и месте передачи взятки до следующей беседы или, если это невозможно, предложить хорошо знакомое Вам место для следующей встречи.- поинтересоваться у собеседника о гарантиях решения вопроса в случае дачи взятки или совершения подкупа,
- не берите инициативу в разговоре на себя, больше «работайте на прием», позволяйте потенциальному взяткополучателю «выговориться», сообщить Вам как можно больше информации.
Что следует Вам предпринять сразу после свершившегося факта вымогательства?
- Принять решение согласно своей гражданской позиции, своим нравственным принципам, совести и жизненному опыту.
В связи с этим у Вас возникает два варианта действий;
Первый вариант - прекратить всяческие контакты с вымогателем, дать понять ему об отказе Вас пойти на преступление и смириться с тем, что важный для вас вопрос не будет решен, а вымогатель будет и дальше безнаказанно измываться над людьми, окружать себя сообщниками и коррупции иными связями.
Второй вариант - встать на путь сопротивления взяточникам и вымогателям, исходя из четкого понимания, что только всем миром можно одолеть это зло, что человек должен в любых ситуациях сохранить свое достоинство и не становиться пособником преступления.Если вы избираете второй вариант, Вам следует:- По своему усмотрению обратиться с устным или письменным сообщением о готовящемся преступлении в один из правоохранительных органов по месту Вашего жительства или в их вышестоящие органы;
-в органы внутренних дел
- в органы ФСБ
-в органы прокуратуры
-в таможенные органы и органы наркоконтродя (в случаях вымогательства взятки сотрудниками этих органов)
Взаявлении о факте вымогательства у Вас взятки необходимо точно указать:
- кто из должностных лиц (фамилия, имя, отчество, должность, учреждение) вымогает у вас взятку.
- какова сумма и характер вымогаемой взятки.
-за какие конкретно действия (бездействия) у вас вымогается взятка.
- в каков время, в каком месте и каким образом должна произойти непосредственная дача взятки.
Согласно положениям ст. 14 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" в случае, если от имени или в интересах юридического лица осуществляются организация, подготовка и совершение коррупционных правонарушений или правонарушений, создающих условия для совершения коррупционных правонарушений, к юридическому лицу могут быть применены меры ответственности в соответствии с законодательством РФ.
Частью 1 ст. 19.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконные передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением.
Прокуратурой Смоленского района Смоленской области о возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении белорусского ООО, в связи с незаконной передачей в интересах данного юридического лица должностному лицу, связанного с занимаемым ими служебным положением денег, за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействия).
В рамках прокурорской проверки установлено, что руководитель белорусского ООО М., передал взятку в сумме 4000 рублей инспектору дорожно-патрульной службы ГИБДД УМВД России по Смоленской области Р., который выявил нарушения транзита ООО в третьи страны через территорию РФ, за незаконные действия: за не задержание транспортного средства.
Передавая инспектору денежные средства, руководитель ООО М. осознавал, что перевозит груз незаконно и подлежит выдворению за пределы территории РФ, понимал, что передавал денежные средства должностному лицу, государственному служащему РФ- сотруднику ДПС Р. в качестве взятки в целях не составление последним административного материала в отношении него, сохранности груза, возможности доставить груз по назначению и получить прибыль. Денежные средства руководитель ООО М. передавал инспектору Р. в интересах ООО,при этом понимал, что в случае отказа в передаче взятки, ООО не получит прибыль;
Таким образом, ООО было допущено нарушение законодательства о противодействии коррупции, выразившееся в незаконной передаче в интересах юридического лица должностному лицу, связанного с занимаемым ими служебным положением денег, за совершение в интересах данного юридического лица должностным лицом действия (бездействия).
В связи с чем, и.о. прокурора Смоленского района Смоленской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ в отношении ООО, которое для рассмотрения по существу направлено в мировой суд муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области.
Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка №45 в муниципальном образовании «Смоленский район» Смоленской области ООО признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.28 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей без конфискации предмета административного правонарушения - денежных средств в сумме 4000 рублей.
Решение совета депутатов Пригорского сельского поселения "Об организации деятельности по противодействию коррупции в отношении лиц, замещающих муниципальные должности муниципального образования Пригорского сельского поселения Смоленского района Смоленской области" от «09» июня 2016 г. № 10